С 1 октября 2024 года: Как изменения в законодательстве делают растаможку через Беларусь невыгодной и повышают утилизационные сборы

24.09.2024

С 1 октября 2024 года в силу вступят значительные изменения для автовладельцев, желающих приобрести транспортное средство из-за границы, особенно для тех, кто использует схему растаможки через Беларусь для ввоза автомобилей в Россию. Теперь ввоз автомобилей через Республику Беларусь с последующей регистрацией в РФ по упрощенной схеме становится невыгодным. Это связано с повышением утилизационного сбора на 70-85%. Правительство РФ утвердило долгосрочную шкалу индексации утильсбора до 2030 года. Постановление об этом вступит в силу с 1 октября этого года (постановление Правительства РФ от 13 сентября 2024 г. № 1255 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).

Каких транспортных средств коснутся изменения: 

Речь идет о транспортных средствах, ввозимых в Россию юридическими лицами или для последующей перепродажи, а также производимых (выпускаемых) на территории нашей страны. Новые коэффициенты будут действовать как для производителей техники, так и для импортеров. Но в части импорта автомобильной техники изменения не затронут льготные коэффициенты, установленные для физических лиц, самостоятельно ввозящих в Россию автомобили с объемом двигателя до 3 л для личного пользования.

Основные виды ТС:

  • легковые автомобили;
  • легковые коммерческие;
  • грузовые автомобили;
  • автобусы;
  • прицепы и полуприцепы;
  • некоторые виды дорожно-строительной техники.

Основные изменения утилизационного сбора

Категория (вид) транспортного средства Размер коэффициента до 1 октября 2024 года Текущая ставка утилизационного сбора, руб. Размер коэффициента с 1 октября 2024 года Ставка утилизационного сбора с 1 октября 2024 года
Автомобиль с ДВС объемом свыше 1 л, но не более 2 л
15,03
300 600
27,81
556 200
Автомобиль с ДВС объемом свыше 2 л, но не более 3 л
42,24
844 800
78,14
1 562 800
Автомобиль с ДВС объемом свыше 3 л, но не более 3,5 л
48,5
970 000
89,73
1 794 600
Автомобиль с ДВС объемом свыше 3,5 л
61,76
1 235 200
114,26
2 285 200
Грузовые ТС массой 12-20 т
5,63
844 500
9,57
1 435 500
Полуприцепы
4
600 000
7,4
1 110 000

Что касается дорожно-строительной техники, то утилизационный сбор будут повышать ежегодно начиная с 1 января 2025 года на 15%. А в отношении некоторых видов спецтехники, производство которой только осваивается в РФ, предусмотрена отложенная индексация – не ранее 2026 и 2028 годов (на экскаваторы и экскаваторы-погрузчики).

В отношении автомобилей старше 3 лет ставки утилизационного сбора тоже поменяются, руб:

  • Автомобиль с ДВС объемом до 1 л:    207 200 -> 383 400
  • Автомобиль с ДВС объемом свыше 1 л, но не более 2 л:    528 800 -> 978 200
  • Автомобиль с ДВС объемом свыше 2 л, но не более 3 л:   1 279 000 -> 2 366 200
  • Автомобиль с ДВС объемом свыше 3 л, но не более 3,5 л:    1 485 000 -> 2 747 200
  • Автомобиль с ДВС объемом свыше 3,5 л:    1 623 800 -> 3 004 000

Эти изменения призваны унифицировать правила ввоза автомобилей в Россию и исключить возможность обхода оплаты сборов через Беларусь.

При этом некоторые категории ТС освобождены от утилизационного сбора. Например, те, которые ввозятся в качестве личного имущества участниками Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, беженцами или вынужденными переселенцами. Те, с года выпуска которых прошло 30 лет и более или которые ввозятся в Россию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза.

Новые правила растаможки автомобилей из Беларуси

Россия и Беларусь, как члены ЕАЭС, имеют общие таможенные правила, однако каждый член союза может вводить свои законы, касающиеся определенных категорий транспортных средств. Эти законы регулируют эксплуатацию автомобилей на территории стран-участниц. Однако при вывозе автомобилей из Беларуси в Россию, автомобиль начинает подпадать под действие российских законов.

Для владельцев автомобилей, которые были растаможены в Беларуси и эксплуатировались в этой стране, есть важное изменение: такие авто не требуют повторной растаможки при ввозе в Россию. Однако это исключение не распространяется на все категории авто, и с октября 2024 года, некоторые виды автомобилей больше не смогут пройти процедуру растаможки.

Электромобили и гибриды: запрет на ввоз с апреля 2024 года

С 1 апреля 2024 года вступило в силу Постановление Правительства РФ № 152 от 13 февраля 2024 года, которое внесло важные изменения в процедуру ввоза электромобилей и последовательных гибридов, растаможенных в Беларуси. Теперь такие автомобили нельзя будет поставить на учет в России, что делает их использование в стране невозможным.

Для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) правила также изменились. При ввозе этих транспортных средств теперь начисляется утильсбор по новым ставкам. Это касается всех автомобилей, независимо от того, были ли они растаможены в Беларуси или в других странах ЕАЭС.

Основные изменения:

  • Запрещен ввоз электромобилей и последовательных гибридов, растаможенных в Беларуси.
  • Для автомобилей с ДВС введены новые ставки утильсбора.
  • При ввозе автомобилей, произведенных в Беларуси по ОТТС (например, Geely), утильсбор начисляется по коммерческим ставкам.

Предостережения для покупателей автомобилей в ЕАЭС

Белорусская таможня призывает покупателей автомобилей из стран ЕАЭС с осторожностью подходить к сделкам, особенно если цена автомобиля ниже рыночной. Такие предложения могут быть связаны с нарушением таможенного законодательства, что может привести к негативным последствиям.

Существует риск того, что при декларировании автомобиля могут быть заявлены неточные сведения, что нарушает таможенные правила и влечет за собой административные и финансовые санкции для граждан Республики Беларусь. Тем, кто планирует приобретение авто для ввоза в Россию, следует учитывать все таможенные требования и изменения законодательства, чтобы избежать проблем в будущем.